Кризис трёх лет
Рассматривая кризис трёх лет, необходимо сказать, что все перемены, все события, совершающиеся в период этого кризиса, группируются вокруг какого-либо новообразования переходного типа. Следовательно, когда мы будем анализировать симптомы кризиса, мы должны ответить на вопрос, что нового возникает в указанное время и какова судьба новообразования, которое исчезает после него.
Для того чтобы осмыслить, что происходит в период
3-летнего возраста, необходимо, прежде всего, рассмотреть ситуацию развития -
внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать
с симптомов возраста. Те симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план,
в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизвездием кризиса
трех лет.
Первый
симптом, которым характеризуется наступление кризиса, - возникновение негативизма. Когда говорят о детском
негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все
поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок
не хочет делать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет,
а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом.
Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему
запрещают; если он все-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет
отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется
сильным желанием ребенка.
Негативизмом называют такие проявления в поведении
ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это
предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на
само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного
признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во
дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не
подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит. А если бы попросила о
другом, он сделал бы то, что ему было приятно. При реакции негативизма ребенок
не делает что-нибудь именно потому, что его об этом просят.
При резкой форме негативизма дело доходит до того, что
можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное
авторитетным тоном. У ряда авторов описаны подобные эксперименты. Например,
взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», -
и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно - белое», ребенок
отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать
наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном
смысле слова.
Негативная реакция отличается от обычного непослушания
двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к
другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка
мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку
то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он прежде
всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят.
Второй симптом кризиса трех лет - упрямство. Если негативизм надо уметь
отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от
настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается,
чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех
лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он
настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Упрямство - такая реакция
ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно
хочется, а потому, что он это потребовал.
Он настаивает на своем требовании. Например, ребенка зовут домой с улицы, он
отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже
отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим
первоначальным решением.
Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости.
Первый момент - общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если
ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством.
Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день
находиться на дворе.
И второй момент, если для негативизма характерна
социальная тенденция, т. е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем,
что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по
отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта
свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы
имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до
наступления кризиса.
Третий момент принято называть немецким словом «тротц» (Trotz). Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь
критический возраст получил название trotz alter, по-русски - возраст строптивости.
В чем отличие последнего симптома от первых? От негативизма строптивость отличается
тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который
сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее,
направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа
жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем «да
ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь
сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко
всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые
предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства
отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана
стремлением настоять на собственном желании.
Остается еще четвертый
симптом, который называют своеволие, своенравие. Оно заключается в
тенденции ребенка к самостоятельности.
Теперь ребенок хочет все делать сам.
Из
симптомов анализируемого кризиса в литературе указывается три, но они имеют второстепенное значение.
Первый - протест-бунт. Все в
поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий
характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты
протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в
постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным
делом. С этим связан симптом обесценивания.
Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться.
Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от
нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое,
отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности
не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом,
обнаруживающийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком
встречается стремление к деспотизму.
У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к
окружающим. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а
будет есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить
власть над окружающими. Ребенок сейчас старается вернуть то состояние, которое
было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать
господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется
симптомом ревности: по отношению к
младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к
господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к
другим детям.
Вот основные симптомы,
которые характерны для кризиса трех лет. Рассмотрев эти симптомы, можно сделать
вывод о том что кризис выступает главным
образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против
авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего
самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в
раннем возрасте.
Ребенок в раннем детстве -
это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных
отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то,
что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать
родителей, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их
со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на
возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг
оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются
отношения ребенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.
В целом, симптомы, взятые вместе, производят впечатление
эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у
него появилась тенденция ходить самостоятельно. Это отмечается некоторыми
исследователями как характерная черта кризиса. Мы ещё раз обращаем внимание на
мысль Ч. Дарвина: ребенок с момента рождения физически отделен от матери, но
ни его питание, ни передвижение невозможно без матери. Дарвин считает это
выражением биологической несамостоятельности ребенка (у сумчатых животных существует
морфологическое приспособление - сумка, в которой помещаются детеныши после
рождения), его биологической неотделенностью. Продолжая мысль Дарвина, нужно
сказать, что ребенок в раннем детстве биологически отделен, но психологически
он еще не отделен от окружающих его людей. Берингер дает повод сказать, что
ребенок до 3 лет социально не отделен от окружающих и в кризисе трех лет мы
имеем дело с новой стадией эмансипации.
Второй пояс симптомов в свою очередь делится на две
группы. Одна - это симптомы, которые вытекают как следствие из установки
ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений
ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что
затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый
ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с
невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У
невропатических детей именно в кризисе трех лет мы нередко видим появление невротических
реакций, например энурез, т.е. ночное недержание мочи. Ребенок, привыкший к
опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвращается в этом
отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие
невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее
обострение негативизма, упрямства, так называемые гипобулические припадки, т.
е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути
дела не являются болезненными припадками в собственном смысле слова (ребенок
трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне
заостренные черты негативизма, упрямства, обесценения, протеста, о которых мы
уже говорили.
Что существенно
перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к
окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности
- «я», т. е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением
личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от
ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий