Кризис первого
года жизни
Кризис
первого года жизни был изучен раньше всех остальных критических возрастов, но
его кризисный характер не был подчеркнут. Речь идет о ходьбе, о таком периоде,
когда о ребенке нельзя сказать, ходящий он или не ходящий, о самом становлении
ходьбы. Каждый знает, что редкий ребенок начинает ходить сразу, хотя есть и
такие дети. Более тщательное изучение такого ребенка, который сразу начинает
ходить, показало, что обычно в этом случае мы имеем дело с латентным периодом
возникновения и становления и относительно поздним выявлением ходьбы. Но
зачастую и после начала ходьбы наблюдается потеря ее. Это указывает, что
полного созревания ходьбы еще не произошло.
Ребенок в раннем детстве - уже ходящий:
плохо, с трудом, но все же ребенок, для которого ходьба стала основной формой
передвижения в пространстве – это одно из основных новообразований этого
возраста.
Самое становление ходьбы и есть первый момент в
содержании данного кризиса.
Второй момент связан с появлением речи и возникновением
аффектов и воли. Э. Кречмер назвал их гипобулическими
реакциями. Под этим имеется в виду, что в связи с кризисом у ребенка возникают
первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим. Эти явления
Кречмер и предложил назвать гипобулическими в том смысле, что они, относясь к
волевой реакции, представляют качественно совершенно другую ступень в развитии
волевых действий и не дифференцированы по воле и аффекту.
Такие реакции ребенка в кризисном возрасте
иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном
воспитании. Обычно ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не
поняли, обнаруживает резкое нарастание аффекта, заканчивающегося часто тем,
что ребенок ложится на пол, начинает неистово кричать, отказывается ходить,
бьет ногами об пол. Это только тенденция,
(которая и делает реакцию гипобулической) иногда направленная против
известных запретов, отказов и т. д. и выражающаяся, как ее обычно описывают, в
некоторой регрессии поведения; ребенок как бы возвращается к более раннему
периоду (когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить и т. д.),
но использует он это, конечно, совершенно иначе.
Первым, кто описал автономную детскую речь и понял и
оценил ее огромное значение, был, Ч. Дарвин (1881), который прямо не занимался
вопросами развития ребенка, но, будучи гениальным наблюдателем, сумел
заметить, следя за развитием своего внука, что, прежде чем перейти к языковому
периоду, ребенок говорит на своеобразном языке. Своеобразие заключается в
том, что, во-первых, звуковой состав
слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава наших слов.
Это обычно такие слова, как «ням-ням», «бо-бо», иногда обломки наших слов. Это
слова, которые по внешней, звучащей форме отличаются от слов нашего языка.
Иногда они похожи на наши слова, иногда резко с ними расходятся, иногда напоминают
наши искаженные слова.
Второе отличие, более существенное и более важное, на которое обратил внимание
Дарвин, то, что слова автономной речи отличаются
от наших слов и по значению. Известный пример Дарвина часто цитируется в
учебниках. Его внук, однажды, увидя утку, плавающую на пруду, подражая ли ее
звукам, или названию, данному взрослым, стал называть ее «уа». Эти звуки
производились ребенком тогда, когда он у пруда видел утку, плавающую по воде.
Затем мальчик стал называть теми же самыми звуками молоко, пролитое на столе,
всякую жидкость, вино в стакане, даже молоко в бутылочке, очевидно, перенося
это название из-за того, что там была вода, жидкость. Однажды ребенок играл
старинными монетами с изображением птиц. Он стал их тоже называть «уа».
Наконец, все маленькие круглые блестящие предметы, напоминающие монеты
(пуговки, медали), стали называться «уа».
Слово, его значение охватывает целый комплекс вещей,
которые у нас никак не обозначаются одним словом. Эти слова со стороны значений
не совпадают с нашими словами, ни одно из них не может быть полностью
переведено на наш язык.
Таким образом, можно определить две черты, которые выделяют
автономную детскую речь из общего хода развития языка ребенка. Первое отличие -
фонетическое строение речи, второе - смысловая сторона детской речи.
Отсюда вытекает третья особенность автономной детской речи, которую по
достоинству оценил Дарвин; если эта речь в звуковом и смысловом отношениях
отличается от нашей, то и общение с помощью такой речи должно резко отличаться
от общения с помощью нашей речи. Общение возможно только между ребенком и теми
людьми, которые понимают значение его слов.
Наконец, последняя,
четвертая из основных отличительных особенностей автономного языка заключается
в том, что возможная связь между отдельными словами также чрезвычайно
своеобразна. Этот язык обычно аграмматичен, не имеет предметного способа
соединения отдельных слов и значений в связную речь (у нас это осуществляется
при помощи синтаксиса и этимологии). Здесь господствуют совсем другие законы
связывания и объединения слов - законы объединения междометий, переходящих друг
в друга, напоминающих ряд бессвязных восклицаний, которые мы издаем иногда в
сильном аффекте и волнении.
Автономная детская
речь представляет собой не редкий случай, не исключение, а правило, закон,
который наблюдается в речевом развитии каждого ребенка. Закон можно
сформулировать в следующем виде: прежде чем ребенок от безъязычного периода
развития переходит к овладению языком взрослых, он обнаруживает в развитии
автономную детскую речь. Теперь должно стать понятным название автономная, не вполне удачное, но более
или менее закрепившееся в науке и в современной литературе. Речь называют
автономной, потому что она построена как бы по собственным законам, отличным от
законов построения настоящей речи. У этой речи другая звуковая система, другая
смысловая сторона, другие формы общения и другие формы связывания. Поэтому она
и получила название автономной.
Таким образом, первое положение заключается в том, что
автономная детская речь - необходимый период в развитии всякого нормального
ребенка.
Второе положение: при многих формах недоразвития речи,
при расстройствах речевого развития автономная детская речь выступает очень
часто и определяет особенности аномальных форм речевого развития. Например, задержка
нередко выражается прежде всего в том, что у ребенка затягивается период
автономной речи. Другие речевые расстройства в детском возрасте также приводят
к тому, что автономная речь задерживается иногда на несколько лет и все же
выполняет основную генетическую функцию, т. е. служит мостом, по которому
ребенок переходит от безъязычного периода к языковому. В развитии нормального
и аномального ребенка автономная речь играет существенную роль.
Автономная
детская речь не только представляет собой чрезвычайно своеобразный этап в
развитии детской речи, но и что этот этап соответствует своеобразному этапу в
развитии мышления. В зависимости от того, на какой ступени развития находится
речь, мышление обнаруживает определенные особенности. Прежде чем речь ребенка
не достигнет известного уровня развития, его мышление также не может перейти за
известный предел. Этап, с которым мы сталкиваемся, одинаково характеризует как
своеобразный период в развитии речи, так и своеобразный период в развитии
детского мышления.
Когда нормальный ребенок переживает период автономной
детской речи? Психологи отмечают, что в кризисе первого года жизни, т. е. в тот
переломный период, когда ребенок проделывает путь от младенчества к раннему
детству. Начинается это обычно в самом конце первого года, а заканчивается на
2-м году. В кризисе первого года жизни нормальный ребенок использует автономную
детскую речь. Ее начало, и конец
знаменуют начало и конец кризиса первого года жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий