
Как подготовить
ребенка к школе? Справиться ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли учиться
хорошо?
Эти вопросы
встают перед родителями еще задолго до поступления ребенка в школу.
Решая вопрос о
готовности ребенка к обучению в школе, следует учитывать все аспекты его
индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие
самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие
мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных
способностей, то есть физиологическую, социальную и психологическую готовность
к обучению в школе. Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе»
понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором
должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может
быть разным.
Итак, какие же составляющие входят в набор «школьной
готовности»?
Традиционно выделяют три аспекта школьной
зрелости:
1. интеллектуальный,2. эмоциональный,
3. социальный.
Интеллектуальная зрелость
понимается как достижение ребенком определенного уровня умственного развития.
Учебная деятельность требует
определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных
понятий.
Ребенок должен владеть
мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления
окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять
самоконтроль.
У ребенка должно возникнуть
аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей
между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить
образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость в
основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное
время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости
относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое
поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в
ситуации школьного обучения.
Это, прежде всего
мотивационная, личностная готовность, в которую входят
«внутренняя позиция школьника»,
а также волевая готовность ребенка.
Другой вопрос, который часто возникает, — а могут ли родители сами подготовить
своего ребенка к школе? Как ее проводить?
Краткая формулировка этой
стратегии будет выглядеть так: формирование психических качеств, необходимых
школьнику, следует осуществлять не вопреки тем качествам, которые характерны
для дошкольника, а на их основе. Главным же для детей дошкольного возраста
является игра и именно в игре, в игровой форме должна осуществляться подготовка
детей к школе. Для этих целей можно использовать различные пособия, самые
разнообразные дидактические игры, конструкторы, а также занятия по рисованию,
лепке, аппликации и так далее. Главное условие – это интерес ребенка, его
позитивное отношение к работе.
Для того, чтобы ответить на
этот вопрос более подробно давайте попробуем, прежде всего, рассмотреть
составляющие психологической готовности к школе.
Хочет ли ребенок в школу?
Прежде всего, мы с вами
назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться.
Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и,
следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так.
Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются
друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда
пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту школу очень важно и почетно,
наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие
подарки.
Кроме того, все новое привлекает детей, а в
школе практически все — и классы, и учительница, и систематические занятия являются
новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы
прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо
важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит
дома с мамой. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в
покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки. Точно
так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не
мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому
ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь
определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за
ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают
ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не
осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать,
например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что
уроки НУЖНО делать. Именно это
стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь
его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию школьника», о которой
мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе.
Ребенок, готовый к школе,
хочет учиться потому, что ему хочется
занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую
доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность,
которую он не может удовлетворить дома Сплав этих двух потребностей
способствует возникновению нового
отношения ребенка к
окружающей среде названного Л.И.
Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л.И. Божович
придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника»
может выступать как
критерий готовности к школьному обучению.
Однако может возникнуть
вопрос: «Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это
еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность внутренней позиции школьника, если ребенок устает и
разочаровывается при первой же неудаче?»
Вопрос совершенно правильный, но дело в том,
что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют,
познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается
постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к
процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения
в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2—3 месяцев,
исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению
новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. До этого момента как
раз внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность
соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей,
основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой
обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Не имея внутренней установки
на учебную деятельность, так как школьная обстановка, правила поведения будут
ему в тягость. Он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной
ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к
переменкам, где можно играть вволю, негативное отношение к товарищам или
учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку
учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.
Конечно, такая позиция
формируется почти у всех детей к 7 годам, однако если ребенок часто слышит в
доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и
сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется
от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.
Поэтому при подготовке детей
к школе важно уделить особое внимание
формированию положительного отношения к школе. Важно, чтобы ребенок
почувствовал всю ценность учения, получения знаний, посещения школы.
Для этого необходимо
рассказывать детям о том, что именно значит, быть школьником, почему он
становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет
выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность
уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у
вашего ребенка «внутренней позиции школьника».
Перед поступлением в школу
можно с ребенком вместе сходить на “экскурсию”, в ту школу, где ребенок будет
обучаться, познакомить ребенка с будущей учительницей, осмотреть классы,
библиотеку и так далее. После посещения полезно будет обсудить впечатления,
полученные ребенком. Главное во время
посещения и после него сохранять благоприятный эмоциональный настрой, тогда у
ребенка сформируется положительный образ школы.
Также можно привлечь ребенка
к покупке школьных принадлежностей. Для этого заранее обсудите с ребенком, что
ему может понадобиться в школе и для чего, можно составить список необходимых школьных
принадлежностей.
Такое активное участие
ребенка в подготовке к школе позволит ребенку ощутить значимость момента
поступления в школу, а также даст возможность почувствовать себя более
взрослым.
Что такое интеллектуальная
готовность?
Многие родители считают, что
именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а
основа ее — это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение,
дорогие родители, и является причиной ваших ошибок при подготовке детей к
школьному обучению.
На самом деле
интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то
определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя,
конечно, определенные навыки у ребенка должны быть.
Необходимо подчеркнуть, что
акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный
фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. “... ребенок должен
уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь
сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать,
находить причины явлений, делать выводы”.
Главное — это наличие у ребенка более высокого
уровня психологического развития, которое и обеспечивает произвольную
регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать,
решать задачи “про себя”, то есть во внутреннем плане.
Это, так называемая, “знаковая функция
сознания”, которая и обозначает более высокий уровень интеллектуального развития
детей.
А связано это название с
тем, что в ходе своего развития дети
должны усвоить, что существуют
определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы
замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы
посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки,
но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки —
заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям
построить чертеж, который бы помог представить условие задачки и решить ее на
основе данного графического изображения.
Постепенно такие
рисунки-чертежи становятся все более условными, так как дети, запоминая этот
принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме; Так у
детей возникает та самая «знаковая функция сознания», о которой мы с вами
только что говорили. Наличие этих внутренних опор, знаков, и дает возможность детям решать в уме уже
достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для
успешной учебной деятельности.
К сожалению, не всегда дети
обладают достаточно хорошей механической памятью, но ведь это не должно являться
препятствием для запоминания. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо
придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения.
Вначале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на
них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак
(так как ваш рисунок и является знаком данного куска стихотворения) будет
вбирать в себя все большее количество материала, а в конце детям уже не нужна,
будет «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки
они будут хранить в уме.
Такие игры помогают в развитии
не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать
вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то
задачи. Таким образом, у вас появится знак, помогающий ребенку выделить
главное и второстепенное в данной деятельности и лучше ее организовать.
Эти упражнения развивают и
мышление детей, так как дети учатся выделять главное не только в какой-то
работе. Но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется
операция обобщения, одна из основных операций логического мышления, формируются
понятия.
Еще одним способом развития
мышления, внимания, памяти ребенка могут быть самые разнообразные дидактические
игры. Такого рода игры всегда вызывают интерес у ребенка. Примерами могут служить
описанные нами раньше игры с использованием плана, где результат — нахождение
спрятанного предмета, или любые игры типа детского лото, результат которых —
заполнение (накрывание) всех клеток карты. Результат действий в дидактической
игре привлекателен для детей либо сам по себе (содержит сюрпризный момент,
разрешает какую-либо сюжетную ситуацию), либо в силу соревновательного
характера (первым прийти к финишу, набрать больше очков, чем другие и т.п.).
Очень хорошо, если в начале родители примут участие, поиграют вместе с ребенком
и помогут освоить правила игры.
Кроме указанных составляющих
интеллектуальной готовности к школе можно добавить еще одну не менее важную
составляющую: речь. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее
развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Все обучение в школе,
начиная с первого класса, строиться на умении ребенком запомнить словесный
материал, а потом перерассказать его. Поэтому так необходимо, чтобы к моменту
поступления в школу у ребенка была хорошо развита речь.
Для развития речи можно
поиграть с ребенком в следующие игры, например, попросите его рассказать, что
нарисовано на картинке, или возьмите картинки-нелепицы (картинка, где есть
ошибки) и попросите ребенка рассказать, что здесь не так. Также очень хорошо
можно использовать парные картинки, на которых требуется найти отличия или же
картинки с последовательность какого-либо события. Картинки надо разложить по
порядку, а потом составить по ним рассказ.
Также для развития речи
очень полезно непосредственное общение с ребенком, старайтесь как можно чаще
читать ему книги или стихотворения.Попробуйте обсудить с ребенком вечером
события дня или недавний поход в парк, на выставку и так далее, попросите
ребенка рассказать, что ему понравилось или особенно запомнилось.
Таким образом, как вы
видите, немножко терпения и фантазии, и, конечно, внимания, которое вы должны
уделить своему ребенку, и интеллектуальная готовность к школе у него тоже
сформирована.
Умеет ли ребенок слушать?
А теперь давайте поговорим о
волевой готовности, которая необходима для нормальной адаптации детей к
школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об умении ребят слушаться,
хотя выполнять определенные правила школьного распорядка тоже важно, сколько
об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
Дело в том, что ученику
нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные
желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться
на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение
и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно
просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали
и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить,
зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание (например, разложить
книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рассказу) разными способами.
В том случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок
затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к
схеме-подсказке, то есть к рисунку, о чем мы с вами говорили выше.
Для тренировки волевой
готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определенной
последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу
диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка
подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в
том случае если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти
упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании,
а также их работоспособность. Если ребенок быстро устает, забывает последовательность
фигур :(или букв, которые надо вычеркивать), начинает отвлекаться, что-то
чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить его задачу, сказав,
что ему осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5—10
букв). В том случае, если деятельность вашего ребенка нормализуется, можно
говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том
же случае, если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая регуляция
поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям.
Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши
слова.
"Слышит" ли рука
глаз?
Двигательное развитие часто
рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к школе,
однако и для психологической готовности она имеет большое значение.
Действительно мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо
развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и
карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.
У него должно быть
сформировано и умение внимательно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее
отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей. Однако нам
с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их
координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию,
которая также является одной из составляющих
школьной готовности.
Ребенку в процессе
учебы часто надо одновременно
смотреть на предмет (например, на доску)
и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает.
Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы
как бы слышали ту информацию, которую им дает глаз.
О трудности координации
говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с
натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут
скоординировать действия глаза и руки. Как же нам научить этому своего
ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для
взрослого человека? Прежде всего, нам помогут уже использованные ранее
графические диктанты. Только если для развития волевой готовности вам лучше
диктовать последовательность фигур, то
для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он
должен копировать.
Вообще, любое задание на
копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр
очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и
конструирование особенно по заданному образцу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий