ЗДРАСТВУЙТЕ,

УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ БЛОГА,
НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ МОЖНО НАЙТИ ИГРЫ, В КОТОРЫЕ МОЖНО ПОИГРАТЬ С ДЕТЬМИ; ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ СДЕТЬМИ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ; СТАТЬИ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ; НАЙТИ КНИГИ НА ИНТЕРЕСУЮЩИЕ ТЕМЫ...


УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

В ДЕТСКОМ САДУ С 1 АПРЕЛЯ НАЧАЛАСЬ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ.




подснежники

подснежники

Психологическая готовность к школе. Что это такое?


Психологическая готовность к школе. Что это такое?


Начало обучения в школе — один из самых важных и серьезных моментов в жизни ребенка. От того, насколько ребенок подготовлен обучаться в школе, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе и в конечном счете благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Как подготовить ребенка к школе? Справиться ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли учиться хорошо?
Эти вопросы встают перед родителями еще задолго до поступления ребенка в школу.
Решая вопрос о готов­ности ребенка к обучению в школе, следует учитывать все аспекты его индивидуального развития: состояние здоровья, физическое развитие, развитие самосознания и готовность к принятию социальной роли школьника, доминирующие мотивы поведения и деятельности, развитие психомоторных и умственных способностей, то есть физиологическую, со­циальную и психологическую готовность к обучению в школе. Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовно­стью к школе» понимаются не отдельные знания и уме­ния, но их определенный набор, в котором должны при­сутствовать все основные элементы, хотя уровень их раз­вития может быть разным.
Итак, какие же составляющие входят в набор «школьной го­товности»?
 Традиционно выделяют три аспекта школьной зрело­сти:
1.   интеллектуальный,
2.    эмоциональный,
3.   социальный.
Интеллектуальная зрелость понимается как достижение ребенком оп­ределенного уровня умственного раз­вития.
Учебная деятельность требует определенного запаса зна­ний об окружающем мире, сформированности элементарных по­нятий.
Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окру­жающего мира, уметь планировать свою деятельность и осущест­влять самоконтроль.
У ребенка должно возникнуть аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возмож­ность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность дли­тельное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое пове­дение законам детских групп, а также способность испол­нять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Это, прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую   входят   «внутренняя   позиция школьника», а также волевая готовность ребенка.
Другой  вопрос, который часто возникает,  — а могут ли родители сами подгото­вить своего ребенка к школе? Как ее проводить?
Краткая формулировка этой стратегии будет выглядеть так: фор­мирование психических качеств, необходимых школьни­ку, следует осуществлять не вопреки тем качествам, кото­рые характерны для дошкольника, а на их основе. Главным же для детей дошкольного возраста является игра и именно в игре, в игровой форме должна осуществляться подготовка детей к школе. Для этих целей можно использовать различные пособия, самые разнообразные дидактические игры, конструкторы, а также занятия по рисованию, лепке, аппликации и так далее. Главное условие – это интерес ребенка, его позитивное отношение к работе.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос более подробно давайте попробуем, прежде всего, рассмотреть составляющие психологической готовности к школе.
Хочет ли ребенок в школу?
Прежде всего, мы с вами назвали мотивационную го­товность, то есть наличие у детей желания учиться. Боль­шинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, жела­ние ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту школу очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.
 Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все — и классы, и учительница, и систематические занятия явля­ются новыми. Однако это еще не значит, что дети осозна­ли важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важ­нее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в де­тский сад или сидит дома с мамой. Дети в 6 лет уже хоро­шо понимают, что вы можете отказать им в покупке кук­лы или машинки, но не можете не купить ручку или тет­радки. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тет­радки, а также закрепленные за ним обязанности, напри­мер, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечи­вают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремле­ние СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведе­ния школьника и иметь его права и обязанности и состав­ляют «внутреннюю позицию школьника», о которой мы с вами только что говорили и которая является основой го­товности к школе.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться  потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового   отношения   ребенка   к   окружающей   среде названного Л.И. Божович «внутренней позицией школь­ника». Этому новообразованию Л.И. Божович при­давала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция  школьника»  может  выступать  как  критерий готовности к школьному обучению.
Однако может возникнуть вопрос: «Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность внутренней  позиции школьника, если ребенок устает и разоча­ровывается при первой же неудаче?»
 Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам пове­дения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быс­тро, в течение 2—3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к пол­учению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. До этого момента как раз внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой пси­хологической готовности к школе, основой того, что в но­вой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Не имея внутренней установки на учебную деятельность, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость. Он будет стараться выйти любой ценой из этой не­приятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно иг­рать вволю, негативное отношение к товари­щам или учительнице. Так или иначе, такое состояние бу­дет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех де­тей к 7 годам, однако если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться во­обще.
Поэтому при подготовке детей к школе  важно уделить особое внимание формированию положительного отношения к школе. Важно, чтобы ребенок почувствовал всю ценность учения, получения знаний, посещения школы.
Для этого необходимо рассказывать детям о том, что именно значит, быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилет­ним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формирова­нию у вашего ребенка «внутренней позиции школьника».
Перед поступлением в школу можно с ребенком вместе сходить на “экскурсию”, в ту школу, где ребенок будет обучаться, познакомить ребенка с будущей учительницей, осмотреть классы, библиотеку и так далее. После посещения полезно будет обсудить впечатления, полученные ребенком.  Главное во время посещения и после него сохранять благоприятный эмоциональный настрой, тогда у ребенка сформируется положительный образ школы.
Также можно привлечь ребенка к покупке школьных принадлежностей. Для этого заранее обсудите с ребенком, что ему может понадобиться в школе и для чего, можно составить список необходимых школьных принадлежностей.
Такое активное участие ребенка в подготовке к школе позволит ребенку ощутить значимость момента поступления в школу, а также даст возможность почувствовать себя более взрослым.
Что такое интеллекту­альная готовность?
Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической го­товности к школе, а основа ее — это обучение детей навы­кам письма, чтения и счета. Это убеждение, дорогие роди­тели, и является причиной ваших ошибок при подготовке детей к школьному обучению.
На самом деле интеллектуальная готовность не пред­полагает наличия у ребенка каких-то определенных сфор­мированных знаний или умений (например, чтения), хо­тя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть.
Необходимо подчеркнуть, что акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже нема­ловажный фактор, а на уровень развития интеллектуаль­ных процессов. “... ребенок должен уметь выделять сущест­венное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы”.
 Главное — это наличие у ребенка более вы­сокого уровня психологического развития, которое и обес­печивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, ре­шать задачи “про себя”, то есть во внутреннем плане.
 Это, так называемая, “знаковая функция сознания”, которая и обозначает более высокий уровень интел­лектуального развития детей.
А связано это название с тем, что в ходе своего  раз­вития дети должны  усвоить, что существуют определенные знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), ко­торые как бы замещают реальные предметы. Вы можете объяснить ребенку, что для того, чтобы посчитать, сколь­ко машинок в гараже, не обязательно перебирать сами ма­шинки, но можно обозначить их палочками или кружоч­ками и посчитать эти палочки — заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертеж, который бы помог представить условие задачки и решить ее на основе данного графиче­ского изображения.
Постепенно такие рисунки-чертежи становятся все бо­лее условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палоч­ки, схемы) в уме;  Так  у детей возникает та самая «знаковая функция сознания», о которой мы с вами только что говорили. Наличие этих внутренних опор, зна­ков,  и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать память и внимание, что необходимо для успешной учебной дея­тельности.
К сожалению, не всегда дети обладают достаточно хоро­шей механической памятью, но ведь это не должно яв­ляться препятствием для запоминания. Поиграйте с ре­бенком в игры, в которых надо придумать какие-то обоз­начения для каждого слова, части рассказа или стихотво­рения. Вначале вы можете даже рисовать эти придуман­ные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал. Постепенно один знак (так как ваш рисунок и является знаком данно­го куска стихотворения) будет вбирать в себя все большее количество материала, а в конце детям уже не нужна, бу­дет «шпаргалка», то есть листочек с рисунками, так как все необходимые знаки они будут хранить в уме.
Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как за­шифровать вы можете не только рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи. Таким обра­зом, у вас появится знак, помогающий ребенку выделить главное и второстепенное в данной деятельности и лучше ее организовать.
Эти упражнения развивают и мышление детей, так как дети учатся выделять главное не только в какой-то работе. Но и в предметах окружающего мира, то есть фактически у них формируется операция обобщения, одна из основных операций логического мышления, формируются по­нятия.
Еще одним способом развития мышления, внимания, памяти ребенка могут быть самые разнообразные дидактические игры. Такого рода игры всегда вызывают интерес у ребенка. Примерами могут служить опи­санные нами раньше игры с использованием плана, где ре­зультат — нахождение спрятанного предмета, или любые игры типа детского лото, результат которых — заполне­ние (накрывание) всех клеток карты. Результат действий в дидактической игре привлекателен для детей либо сам по себе (содержит сюрпризный момент, разрешает какую-либо сюжетную ситуацию), либо в силу соревновательно­го характера (первым прийти к финишу, набрать больше очков, чем другие и т.п.). Очень хорошо, если в начале родители примут участие, поиграют вместе с ребенком и помогут освоить правила игры.
Кроме указанных составляющих интеллектуальной го­товности к школе можно добавить еще одну не менее важную составляющую: речь. Речь тесно связана с интеллектом и отра­жает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Все обучение в школе, начиная с первого класса, строиться на умении ребенком запомнить словесный материал, а потом перерассказать его. Поэтому так необходимо, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка была хорошо развита речь.
Для развития речи можно поиграть с ребенком в следующие игры, например, попросите его рассказать, что нарисовано на картинке, или возьмите картинки-нелепицы (картинка, где есть ошибки) и попросите ребенка рассказать, что здесь не так. Также очень хорошо можно использовать парные картинки, на которых требуется найти отличия или же картинки с последовательность какого-либо события. Картинки надо разложить по порядку, а потом составить по ним рассказ.
Также для развития речи очень полезно непосредственное общение с ребенком, старайтесь как можно чаще читать ему книги или стихотворения.Попробуйте обсудить с ребенком вечером события дня или недавний поход в парк, на выставку и так далее, попросите ребенка рассказать, что ему понравилось или особенно запомнилось.
Таким образом, как вы видите, немножко терпения и фантазии, и, конечно, внимания, которое вы должны уде­лить своему ребенку, и интеллектуальная готовность к школе у него тоже сформирована.
Умеет ли ребенок слушать?
А теперь давайте поговорим о волевой готовности, ко­торая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь у нас пойдет не столько об уме­нии ребят слушаться, хотя выполнять определенные пра­вила школьного распорядка тоже важно, сколько об уме­нии слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый.
Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредст­венные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, кото­рую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно по­просить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить порученное задание (например, раз­ложить книжки на полке или нарисовать картинку к про­читанному рассказу) разными способами. В том случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку, о чем мы с вами говорили выше.
Для тренировки волевой готовности хороши и графиче­ские диктанты, в которых дети рисуют в определенной по­следовательности кружки, квадраты, треугольники и пря­моугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометриче­скую фигуру (в том случае если ребенок еще плохо знает буквы) в предложенном тексте. Эти упражнения развива­ют и внимание детей, их умение сосредоточиться на зада­нии, а также их работоспособность. Если ребенок быстро устает, забывает последовательность фигур :(или букв, которые надо вычеркивать), начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облег­чить его задачу, сказав, что ему осталось нарисовать еще одну или две строчки (или подчеркнуть еще 5—10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребенка норма­лизуется, можно говорить о наличии волевой готовно­сти, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребенок так и не может сосредоточиться, волевая ре­гуляция поведения у вашего ребенка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.
"Слышит" ли рука глаз?
Двигательное развитие часто рассматривается как одна из составляющих физической готовности ребенка к шко­ле, однако и для психологической готовности она имеет большое значение. Действительно мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо разви­та мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно де­ржать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.
У него должно быть сформировано и умение внима­тельно рассмотреть предмет, картинку, выделить ее от­дельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, но на их коорди­нацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составля­ющих  школьной готовности.
Ребенку в процессе учебы  часто надо одновременно смотреть  на предмет (например, на доску) и списывать или срисовы­вать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому-то так важны согласованные действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы слышали ту информацию, кото­рую им дает глаз.
О трудности координации говорит такой интересный факт, многим детям рисовать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внимание раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и ру­ки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в осо­бенно сложных случаях такое задание может быть трудно и для взрослого человека? Прежде всего, нам помогут уже использованные ранее графические диктанты. Только ес­ли для развития волевой готовности вам лучше диктовать  последовательность фигур, то для зрительно-двигательной координации важно дать ребенку образец, который он должен копировать.
Вообще, любое задание на копирование геометриче­ских фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребенку в развитии необхо­димых навыков. Помогает и конструирование особенно по заданному образцу.

Комментариев нет:

Отправка комментария

ГРАФИК РАБОТЫ

ПН: 08.30 - 16.30
ВТ: 12.00 - 19.00
СР: методический день
ЧТ: 08.30 - 16.30
ПТ: 08.00 - 13.00
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ВТОРНИК: 17.00 - 19.00
ПЯТНИЦА: 08.00 -09.00

Кон. тел.: 89193055596


вопрос-ответ

Имя

Электронная почта *

Сообщение *